Храм Иоанна Богослова села Карамышево Липецкой епархии
Приветствую Вас, Гость

Жития Святых

Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности её подвижников и сообщает их в общее назидание.  Если не считать апокрифических Евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени жития святых были сказания о мучениках.

Еще апостол Павел говорил: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Согласно этой заповеди, Святая Церковь всегда тщательно сохраняла память о своих святых: апостолах, мучениках, пророках, святителях, преподобных и праведных, их имена внесены в церковный Диптих на вечное поминовение.

Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых.

Первые христиане записывали события из жизни первых святых подвижников. Затем эти повествования стали собирать в сборники, составленные по календарю, то есть, по дням почитания памяти святых. Мученические акты, патерики, лимонарии, синаксари, прологи, Четьи-минеи – первые тексты, повествующие нам о христианском подвиге святых угодников Божиих. Над собранием житий святых много лет трудился святитель Димитрий Ростовский; написаны они были в конце 17-го века, издавались с 1711 по 1718 годы. Так же стоит вспомнить: Великие Четьи-Минеи святого митрополита Московского Макария, собиранию которых он отдал 12 лет. Прославлению угодников Божиих посвятили свой словесный дар известные Нестор Летописец, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет.

Жития  были любимым чтением на Руси. Человек современный в массе своей немного знает о святых; в лучшем случае, носитель определенного имени знает, что оно есть в святцах; имеет (иногда) представление о месте, где жил святой. Но понятия подвижничества, чина святости, прославления и почитания неведомы для большинства. 

ПОЧЕМУ МЫ МОЛИМСЯ СВЯТЫМ

Они, по своей любви к ближним, ходатайствуют пред Бо­гом о живущих на земле и об усопших, не достигших еще совершенства. Если святитель Митрофаний Воронежский при жизни ревностно молился об умерших, то и по переселении в невидимый Мир молится за них Богу. Святые молятся и на земле и вне ея. Святой Апостол Иаков свидетельствует: «Мно­го может молитва праведного». Мы должны почитать празд­ники, установленные в их честь, поклоняться их иконам, мо­щам, их одежде, веригам и т. д. Святые принимают живое участие в судьбах живущих на земле и это видно из слов Спа­сителя, сказавшего: «Ангелы радуются на Небе о едином греш­нике кающемся!»