Храм Иоанна Богослова села Карамышево Липецкой епархии
Приветствую Вас, Гость

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

Как готовиться ко  святому Причащению
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвой, постом, христиански смиренным поведением и настроением, а также исповедью.
Молитва домашняя и Церковная. Желающий достойно причаститься Святых Христовых Тайн должен за несколько дней молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать церковные Богослужения. Перед днем Причащения надо обязательно быть на вечерней службе. Дома прочесть каноны: покаянный Господу нашему Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю, а также Последование ко Святому Причащению.

Пост. В дни говения с молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи — пищи животного происхождения. В остальной еде надо соблюдать умеренность.

Исповедь. Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего Богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам, смиренно испросив у всех прощения. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других.
Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала Литургии, в крайнем случае — до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до 7 лет, не может быть допущен ко Святому Причащению.

Есть добрый обычай — после исповеди и до Святого Причащения не есть, не пить. Безусловно это запрещается после полуночи. Курение - это грех недопустимый для христианина, само собой разумеется, что готовящийся приступить к Святым Тайнам не должен курить. Чистить зубы нужно накануне вечером, а не утром. Измывать уста нужно осторожно не принимая воды в полость рта.
К воздержанию от пищи и питья перед Святым Причащением надо приучать и детей.

Сколько раз в году причащаться?

Если не Будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не Будете иметь в себе жизни
(Ин. 6, 53).

Церковь не дает однозначного ответа. Христиане первых веков старались приступать ко Святой Чаше практически ежедневно. чСвятой Василий Великий в одном из своих посланий предписывал причащаться четыре раза в неделю, а Иоанн Златоуст называл уклонение от частого Причащения "делом диавола".
Со временем нормы благочестия менялись, и далеко не всегда в лучшую сторону. В XIX веке многие русские христиане считали Причастие предсмертным напутствием (известно, что когда тяжелобольному императору Александру Первому близкие предложили причаститься, он ответил: "Неужели я настолько плох?". В ХХ-м веке среди христиан возродилось стремление причащаться часто.
Человеку, знающему Евангелие, не надо объяснять, как велика Святыня Тела и Крови Христа, почему без Причастия невозможно наследовать жизнь вечную (об этом говорил Сам Господь в беседе с иудеями — Евангелие от Иоанна, глава 6). Но православные знают и то, что к Чаше надо приступать после тщательной подготовки — говения, имеющей целью очистить душу. Поэтому многие верующие причащаются редко, так как не могут найти сил и времени для длительного говения.
"Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и страстьми приступити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы", — говорится в тайносовершительной молитве Литургии Иоанна Златоуста. Сколько бы человек ни готовился, все равно по-настоящему он не будет достоин Божественных Тайн. (Из сказанного не следует, что говетт не нужно вовсе, просто нельзя самостоятельно решать вопрос: могу ли я сегодня приступить к Причастию?)
Церковь предоставляет решать вопрос, частого Причащения, священникам-духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовывать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим. Священники благословляют по-разному, но каждому по мере его сил.
Во всяком случае, если человек исповедует Православие, он должен причащаться хотя бы пять раз в году — по разу во все многодневные посты, а также в день тезоименитства (именин). Если в местности нет храма, то нужно во что бы то ни стало изыскать возможность причаститься хоть раз в году, не реже — иначе можно отпасть от Церкви.
Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, многие современные пастыри рекомендуют причащаться от одного до двух раз в месяц. Иногда священники благословляют и более частое Причащение, но это скорее исключение, чем правило.
Конечно, причащаться нельзя для "галочки", ради исполнения определенных количественных норм. Таинство Евхаристии должно стать для православного христианина
потребностью души, без осуществления которой нельзя прожить. Главное — не самовольничать.

С каким чувством надо идти на исповедь?

Причащение болящих

У Святой   Чаши

Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга.
За Божественной Литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались успокоить, но тщетно. С окончанием Причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.
Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.
"Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно".
Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета, уяснив смысл видения, посланного Богом отроку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до Причащения, потому что в недостойном, не подготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше.
"Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет» (1 Кор. 11, 29), — вразумляет нас Апостол Павел. Уставом Церкви издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и пост, и воздержание от супружеских отношений на это время, и чтение многих молитв, и посещение Богослужений — каждому в меру сил его и духовного опыта, которые определяются духовником. Обязательна перед Причастием исповедь.
Но вот все исполнено. Прослушана Литургия, и причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские Врата.
"Со страхом Божиим и верою приступите..." — провозглашает диакон. Вера и страх Божий — вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше. Здесь не место разговорам и суёте. А на практике..?
Кому из нас не приходится быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещаниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения. Тогда и нас невидимый голубь не допустит до Святых Даров, и не жизнь вечную обретем мы в Таинстве, а осуждение и Божию кару.
Чтобы этого не случилось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять те немногие правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь. Вот они:
—   Перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее.
—  Когда отверзаются Царские Врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую поверх левой, и с таким сложением рук причащаться.
—  Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной.
—   Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться.
Женщинам с накрашеными губами нельзя приступать ко Причастию.
Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое полное имя. Принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово.
Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.
Отойдя к столику с запивкой, надо съесть частицу просфоры и потребить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам.
Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды В день — страшный грех.
В этот день после Причастия не принято становиться на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. В этот день также нельзя плевать. Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении. Если молитвы совершаются в храме, следует выслушать их.