Храм Иоанна Богослова села Карамышево Липецкой епархии
Приветствую Вас, Гость

Вознесение Господне


Название праздника отражает суть события - это Вознесение на Небо Господа нашего Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Этот праздник празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе.
Праздник Вознесения - это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землей живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях и которое раскрыл и вернул нам Христос. НЕБО - это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты. Все это раскрыл, все это дарит нам Христос.

"Мы вспоминаем совершенно особое со­бытие в Евангельской истории, которое завершает пребывание на земле Господа и Спасителя. После Своего Воскресения, много раз являясь святым апостолам, по­казывая им Свои изъязвленные руки, ноги и ребра, вкушая вместе с ними пищу, уча их тайнам Царствия Божия, Господь в ка­кой-то момент покидает учеников... И уче­ники понимают, что видимым образом их Учитель возносится — возносится на Небо... Когда апостолы стояли, поражен­ные этим зрелищем, к ним приблизились два мужа — ангелы — и спрашивают их: «Что вы смотрите? Сей Иисус, восходящий от вас на небо, таким же образом снова придет к вам, мужи Галилейские» (Деян. 1, 10-11). Можно представить, что эти сло­ва значили для апостолов. Они с радостью пошли в Иерусалим. Им казалось, что пройдет день, два, три, может быть, неде­ля, месяц — и явится Спаситель. И в этом напряженном ожидании Господа проходят первые годы христианской общины... 
Но для Бога тысяча лет как один день, и один день как тысяча лет (2 Пет. 3, 8), и в этом ожидании Спасителя есть огромный смысл. Мы не знаем, сколько физическо­го времени пройдет, сколько оборотов Земля совершит вокруг Солнца, прежде чем Господь приведет Свой замысел в ис­полнение. Да это и не важно, потому что у Бога нет времени. Но нам важно понимать, что мы живем в преддверии Божественно­го Царства и потому каждый должен гото­вить себя ко встрече со Спасителем. Это не означает, что каждый станет свидете­лем Его второго пришествия, ибо никто не знает, когда это произойдет. Но ведь каж­дый из нас, переступив черту жизни и смерти, лицом к лицу предстанет Богу... И потому надежда святых апостолов, их ра­дость о скорой встрече с Господом не была посрамлена: они очень скоро увидели Гос­пода, жизнь свою отдав за Него и за про­поведь Евангелия."
Из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Число 40 - не случайное. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества. 

Победив смерть, это страшное последствие греха и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым Господь открыл каждому человеку возможность по всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего.
 
О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе.
 
Дав ученикам последние наставления, Господь "вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой…". 

Согласно книге Деяний святых апостолов (Деян.1:2-11) Иисус после Своего Воскресения «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием», а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться сказав «вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После этого
Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
В русской народной традиции с Вознесеньева дня считается полный расцвет весны и как бы её окончание и переход к лету. Пекут «Христовы лапотки», хлебец-лесенки, лепёшки. Ходят в гости. Девушки водят хороводы. Под вечер разжигают большой костёр.Под вечер разжигают большой костёр — символ наступления пролетья и расцвета природы. С Вознесения «пошёл колос на ниву» — озимая рожь выпускает колос. Водят «колосок» или хороводы, первые «кумления» на зелёных святках.

Иконография Вознесения едина: двенадцать апостолов с Богородицей в центре, варьируется лишь количество ангелов. На некоторых иконах можно заметить такую деталь - на горе Елеонской, откуда Господь Иисус Христос вознесся на небеса, изображен след от ноги Его. Это изображение действительного отпечатка следа Христа на камне, который показывают всем паломникам, прибывшим в Иерусалим.



«Во всех иконах Вознесения возносящийся Христос изображен в той славе и торжестве, в какой придет судить вселенную. Спасителю в Вознесении более всего присуще имя Пантократор - Вседержитель. Изображается Он сидящим на престоле славы, в светлых одеждах, просветлённых золотыми лучами, асистом, образом божественных сил-энергий. Обе руки подняты для благословения, и не только руки, но и стопы (это не может быть выражено графически, но в стихирах праздника Вознесение Господне об этом говорится). Образ Спасителя заключен в мандролу, то есть в круги, представляющие собой небесную сферу, также обычно наполненные золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным лучам. И все изображение Христа является как бы солнцем. Солнцем правды, горящим над землей. Небесную сферу с изображением на ней Спасителя держат своими руками Ангелы, которые изображаются как бы несущими небесный круг и Спасителя в нем, сидящего на престоле».

Тропарь
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Величание Вознесению Господню.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плбтию, / Божественное Вознесение.