Храм Иоанна Богослова села Карамышево Липецкой епархии
Приветствую Вас, Гость

Во вторую Неделю Великого Поста мы совершаем память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Осуждение его врагов и оправдание его учения было принято Церковью в XIV столетии как второе Торжество Православия.

В этот день Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой - тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: "Сказал Бог, да будет свет".

Григорию Паламе необходимо было решить важнейший богословский вопрос: возможно ли постигать Бога или нет? Если невозможно, то Бог превращается в черную дыру и с ним не может быть никакого контакта, Бог все поглощает и ничего не отдает. И тогда, как говорит святитель Григорий Палама, можно говорить, что Бога вообще не существует. Святитель решил эту проблему следующим образом: Да, Бог не познаваем, но непознаваем как сущность. А Бог — не только сущность, это еще и энергия. В каждом своем проявлении, каждой энергии Он присутствует полностью. Таким образом, Бог непознаваем и познаваем одновременно. Григорий Палама богословски обосновал возможность связи человека с Богом.

Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

По прошествии многих лет старец Серафим Саровский учил, что цель христианской жизни состоит в стяжании (обретении) Духа Святого, объяснял условия этого стяжания (трезвление души и духа, чистота плоти) и его средства (пост, молитва, добрые дела). Он говорил о том, что Бог близок каждому, и лишь по всеобщей хладности к вере люди утеряли способность видеть Бога и распознавать истинные явления Святого Духа.

Он показал одному из своих учеников Н. Мотовилову, что значит пребывать в полноте Духа. Кульминационный пункт беседы наступил тогда, когда по молитве старца Мотовилов телесными глазами узрел происходящее с ним самим и Серафимом чудо преображения — оба они оказались в сиянии Фаворского света.

В храме Иоанна Богослова с. Карамышево во второе воскресение Великого поста собралось множество людей, чтобы через воздержание от излишеств, покаяние, молитву и Святое Причастие приблизиться к Богу. Со словами благодарности за детей, рожденных по молитвам о. Николая, к нам приехали семь семейных пар с ребятишками в основном дошкольного возраста. Были и беременные женщины, молитвенно возлагающие на Господа надежды о благополучном рождении младенцев. Две бездетные супружеские пары просили Вседержителя перед Его чудотворной иконой о даровании им счастья отцовства и материнства.

Приятно порадовало необыкновенно красивое пение на клиросе – это Олег Коваленко из Москвы присоединился к нашему женскому хору, его голос звал молиться, умиляться и каяться, сладостно растворяться, стенать и плакать… Казалось, что Дух Святой покрывал весь храм и, кто мог принять Его в свое сердце, унес домой ощущение особенной теплоты и света. Чем не второе Торжество Православия?!!