Храм Иоанна Богослова села Карамышево Липецкой епархии
Приветствую Вас, Гость

Венчание

Брак есть Таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
 

Церковно-канонические препятствия к браку

  • Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе может быть освящен в Таинстве Брака.

  • Церковью не допускаются третий, четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей.

  • Нельзя венчаться некрещеным.
  • Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
  • Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертого колена родства (до восьмой степени родства, к примеру: с троюродным братом или сестрой).
  • Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, духовного родства до восьмой степени родства.
  • Безусловно не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество, индуизм). Для венчания с католиком или протестантом, в случае согласия на воспитание детей в православном духе, также требуется разрешение архиерея.
  • Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
  • Священник на исповеди накануне производит дознание о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, отсутствии канонических препятствий к совершению Таинства. В случае сомнения следует обратиться к правящему архиерею. Разумеется, скрыть те или иные препятствия к браку достаточно легко. Но невозможно обмануть Всеведущего Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся. Незаконные браки считаются недействительными и подлежат расторжению, виновные в их совершении несут наказание.
  • Отсутствие родительского благословения на венчание является "весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего — духовника хотя бы одного из супругов.

Венчание не совершается:
— В течение всех четырех многодневных постов.
— Во время Сырной седмицы (масленицы).
—  На Светлой (Пасхальной) Седмице.
—  От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января).
—  Накануне двунадесятых праздников.
—  По вторникам, четвергам и субботам в течение всего года.
—11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня).

— Накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме — свои).
При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Советы венчающимся:

  • Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения Таинства.

  • Регистрация брака в ЗАГСе как правило совершается раньше венчания.

  • При возникновении у пары препятствий, перечисленных выше и других, им необходимо лично обратиться в канцелярию епископа с прошением. Владыка рассмотрит все обстоятельства; при положительном решении поставит резолюцию, по которой венчание совершат в любом храме подведомственной ему епархии.

  • В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной Литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить с 12 часов ночи, и, ни в коем случае не допускать брачных сношений.

  • Присутствие друзей и родственников молодоженов за Литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.

  • Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.

  • Возьмите с собой и кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.

  • У невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения — или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих.

По традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме — держать венцы над головами новобрачных. Шафера должны быть крещеными.

  • Нужны ли свидетели во время венчания, могут ли ими быть муж и жена?

Поручители (свидетели) были необходимы для заключения брака в России до 1917 года. Сейчас это дань традиции. В России, когда она была христианским государством, таинство брака имело не только духовно-сакраментальную, но и юридическую значимость. Приняв решение жениться и получив родительское благословение, жених и невеста обращались к своему приходскому священнику. Тот в течение трех ближайших воскресных (или других праздничных) дней после Литургии производил оглашение. Цель оглашения состояла в том, чтобы какие-то имевшие место канонические препятствия не остались в тайне. Любой прихожанин, если он что-то знал, мог сообщить об этом священнику. Приготовительная сила оглашения продолжалась по церковным правилам два месяца; если в этот срок брак не совершался, оглашение возобновлялось. Затем составлялся «обыск» по принятым правилам и по форме. По обыску свидетели (поручители) удостоверяли, что между вступающими в брак нет недопустимого близкого родства, принуждения и никаких других препятствий к браку.
Свои показания они скрепляли подписью. Если невеста принадлежала к другому приходу, то оглашение производилось и в её приходской церкви. Свидетелей должно было быть два-три со стороны жениха и столько же со стороны невесты. Нужно было, чтобы поручители хорошо знали жениха и невесту. Свидетелем мог стать любой православный человек, не лишенный свидетельской правоспособности. Никаких других ограничений не было. Не было, следовательно, препятствий к тому, чтобы свидетелями были муж и жена После венчания делалась запись в метрической книге. На основе этой записи выдавался документ о законном супружестве. Поэтому поручители (свидетели) должны были не только присутствовать при совершении таинства, но и ставили подписи в метрической книге. В настоящее время таинство брака отделено от формально-юридической регистрации Поэтому присутствие поручителей (свидетелей) во время венчания не является уставным требованием, а лишь обычаем.           
Иеромонах Иов (Гумеров)

Церковное чинопоследование полагает венчать каждую пару отдельно. Но, на практике в больших городах часто венчают по несколько пар, в таком случае Таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания — 45-60 минут). Если молодожены готовы ждать, пока повенчают всех остальных, то им не откажут. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Чинопоследование Таинства
Таинство Брака состоит из двух частей — обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.
Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи — символ радости, тепла и чистоты. Затем он полагает кольца, сначала жениху кольцо невесты, а потом невесте кольцо жениха трижды — в образ Святой Троицы, затем восприемник (на практике священник) — переменяет их, как залог верности.
После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов.  Выносятся венцы над головами венчающихся — богато украшенные короны, подобные царским, и возлагаются на головы молодым. Венец — это символ чистоты, образ венца Царства Небесного, но и символ мученического венца, прообраз тернового венца Спасителя. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!" — после чего читается отрывок из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской.Приносится общая чаша с вином - символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг — символ того, что Таинство совершено навечно, хождение за священником — образ служения Церкви.
В завершение Таинства супруги встают у Царских Врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

Суеверия, связанные с венчанием
Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существуют поверья о том, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачую щихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец — сатана, названным в Евангелии отцом лжи. А к случайностям (например, падению кольца) нужно относиться спокойно — всякое бывает.

Последование о второбрачных
Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам.В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают во второй брак. Если один из них венчается впервые совершается обычное чинопоследование.

Венчаться никогда не поздно
В безбожное время множество супружеских пар не имели благословения Церкви. При этом не венчанные супруги часто всю жизнь хранят верность друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии. Но по каким-то причинам не хотят венчаться. Церковь никому не отказывает в благодати Таинства, даже если супруги уже живут в гражданском браке и имеют детей. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к Таинству Брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака. Расторжение церковного брака Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин (например, обмана при произнесении свадебных клятв).