Храм Иоанна Богослова села Карамышево Липецкой епархии
Приветствую Вас, Гость

Таинство Елеосвящения

До конечного установления Царства Божьего жизнь остается подверженной нападениям зла: греха, болезни, страдания, печали и смерти. Таинства Церкви служат лекарством от духовной болезни, они дают нам возможность обратиться к Богу, быть прощенным и опять приблизиться к жизни с Богом, от которой нас отдаляют наши грехи.
Таинство Елеосвящения является средством от наших телесных болезней, которые есть проявления власти греха над нашими телами и из-за которых мы неизбежно соприкасаемся со страданием и смертью. Елеосвящение меняет смысл наших страданий, чтобы они вели нас не к смерти, но в жизнь вечную. Таким образом, истинная жизнь, какой сотворил ее Бог, дается нам в Церкви и поддерживается Таинствами. В этом и заключается смысл прихода Христа в мир: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10,10).

В церкви у свечного ящика негромко беседовали две женщины. Одна, помоложе, жаловалась: "Вот, болею уже давно. По врачам хожу, да толку мало. Теперь решила собороваться, знакомые посоветовали".
Ее собеседница всполошилась: "Да ты что, милая, разве тебе можно? Ты ведь замужем?" — "Замужем". — "Так нельзя тебе собороваться, иначе потом спать с мужем не положено".
Случайно оказавшись свидетелем этого разговора, священник счел своим долгом вмешаться. Стал доказывать, что нет никаких церковных запретов на супружескую жизнь после соборования. Слова возымели действие, и старшая из женщин сказала: "Ничего-то мы не знаем. А бабушки наговорят всякого, вот и выходит путаница".
Действительно, ни с каким Таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием. Чего только не услышишь от пожилых прихожанок, мнящих себя знатоками Церковного Устава! Говорят, что после соборования нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное — что принимать это Таинство можно только умирающим. Все это — неправда.
Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом нашим Иисусом Христом. В Евангелии от Марка мы читаем, как Апостолы, проповедуя по всей Палестине, мазали больных маслом и исцеляли их. Наиболее полно сущность этого Таинства раскрыта Апостолом Иаковом в его Соборном послании: "Болен ли кто из вас, да призовет пресвитеров Церкви, и пусть молитву сотворят над ним, помазующе его елеем во Имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он со делал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14- 15).
Итак, елеосвящение — Таинство исцеления. Православный писатель XIX века Е.Поселянин писал: "Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию".
Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божьего Промысла.
Обычно соборование совершается на дому, у постели болящего, но в Великом Посту оно бывает в храмах. В ходе Таинства, которое совершают несколько священников (собор), освящается елей — растительное масло, прочитываются 7 Апостольских и Евангельских зачал, 7 пространных молитв. После каждого чтения батюшки помазуют соборующихся. Елей — образ милости Божией, любви и сострадания (вспомним притчу о милосердном самарянине).
Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи своей человек не может, исповедать все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования. Физически здоровые люди могут прибегать к этому таинству по благословению священника.

 

Миром и елеем
 

Одно из имен Спасителя — Христос — в переводе с греческого означает помазанник. Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40, 15), Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 10,1), Илия — Елисея на служение пророка (3 Цар. 19, 15).
После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, Елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью Крещения и во время всенощных бдений.
Крещальное помазание всего тела (лба, груди, ушей, рук и ног) имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной; во-вторых, говорит о умирании для греха, ибо раньше усопших намащивали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: "Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святого духа, аминь».
Елеопомазание за всенощным бдением накануне празднике бывает над всеми молящимися в храме как благословение напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.
От обычного Елеопомазания необходимо отличать Таинстве Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущей помазуют семь раз.
В Церкви есть еще Таинство Миропомазания — помазан святым Миром — благовонным составом из множеств; веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих — символ многоразличности христианских добродетелей. Святое Миро освящает только епископ. В храме святое Миро хранится только на Престоле алтаря.
Миропомазание совершается сразу после крещения. Лоб глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник помазует Миром, произносит каждый раз: "Печать дара Духа Святаго. Аминь" . Это Таинств не повторяется, как и Крещение.
Известно, что мирянин имеет право крестить "страха ради смертного". Но если опасность минует и умирающи останется жив, такое Крещение непременно должно быть дополнено миропомазанием.