Храм Иоанна Богослова села Карамышево Липецкой епархии
Приветствую Вас, Гость

Святитель Григорий Палама
епископ Фессалонитский, богослов ХIII столетия

Учение святителя Григория Паламы о благодати как Божественной энергии

Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы. епископа Фессалонитского, богослова ХIII столетия. Среди множества творений саятитея бое место занимает учение о Божественных энергиях. В то время. утверждал святой Григорий, как Бог остается по сущности неприступным Он дает человеку возможность вступить с Ним в действительное общение Своми энергиями. Человек, приобщаясь божественнам энергиями или божественной благодати, получает по благодати то, что Бог имеет по сущности. По благодати и через общение с Богом человек становится бессмертным, нетварным, вечным, бесконечным, одним словом, становится Богом. «Всецело мы становимся богами без тождества по сущности». Всё это получает человек от Бога как дар общения с Ним, как благодать, исходящую от самой сущности Божией, которая остается всегда непричастной для человека.

Три вида света

Святой Григорий Палама различал три вида света. Первый — физический свет, воспринимаемый зрением, — о нём не будем говорить. Второй — интеллектуальный свет — это свет земных знаний, это способность мышления, отличающая человека от других обитателей земли, это свет науки, искусства и философии, свет, который ярко горит в лабораториях и библиотеках, свет, которым гордится и восхищается мир. Этот свет принадлежит земному бытию, для него недоступен трансцендентный мир.
Третий вид света — это духовный свет, это свет откровения, свет веры, в который включены духовные интуиции, это свет, питаемый благодатью, свет молитвы и созерцания, свет монастырей и пустынь, свет, просвещающий умы и сердца подвижников. Если человек потеряет духовный свет и заменит его интеллектуально-душевным светом, к которому присасываются духовные паразиты, то такой свет на самом деле превращается в тьму и человек становится духовно слепым. Образно говоря, светильник духовного света — Церковь, огонь этого светильника — вера, а елей — добрые дела и жизнь по заповедям. Этот свет зажигается в Церкви, в ее таинствах и богослужениях, и поддерживается внутренней молитвой.
Архимандрит Рафаил (Карелин)