Поклоны и крестное знамение
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
О великих и малых поклонах
Поклон — символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом. Бывают поклоны великие, называемые также земными, — когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, — поясное преклонение главы и тела. Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения. Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.
Креститься без поклонов следует:
- В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу...» три раза и в середине на «Аллилуя» три раза. В начале пения или чтения «Верую». На отпусте «Христос, истинный Бог наш...».
- В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
- При входе в храм и при выходе из него - три раза.
- При каждом прошении ектений после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
- При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
- При возгласах «Приимите, ядите...», «Пиите от нея вси...», «Твоя от Твоих...».
- При словах «Честнейшую Херувим...».
- При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
- Во время чтения или пения «Аллилуя», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.
- Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
- При окончании пения или чтения каждой стихиры.
- На литии после каждого из первых двух прошений ектений - по три поклона, после двух остальных - по одному.
Креститься с земным поклоном следует:
- В пост при входе в храм и при выходе из него - три раза.
- В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
- На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть...».
- По окончании пения «Тебе поем...».
- После «Достойно есть...» или задостойника.
- При возгласе «Святая святым».
- При возгласе «И сподоби нас, Владыко...» перед пением «Отче наш».
- При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно...».
- В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице...» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся...» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
- В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего...».
- В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
Поясной поклон без крестного знамения кладется:
- При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», «И да будут милости Великого Бога...».
- При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
- В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
- При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.