Храм Иоанна Богослова села Карамышево Липецкой епархии
Приветствую Вас, Гость

Отношение Православной церкви к не христианским духовным практикам

  • Я увлекаюсь фэн-шуй, но я верующая. Как относится Церковь к данному учению?

Фэн-шуй не является православной традицией и абсолютно чужд ему. Это штука языческая, заимствованная из китайского философского учения. Последователи фэн-шуя свято верят, что, перестанавливая определенным образом предметы быта в своем доме, можно добиться не только положительных эмоций, но и счастья, здоровья и благосостояния. При подробном рассмотрении в фэн-шуе можно заметить определенные признаки магизма. Перестановка предметов в доме носит тот же характер, что и магические заклинания и заговоры. В отличие от религии, которая предполагает суще­ствование Живого Бога, фэн-шуй награждает божественными признаками предметы быта или сам дом. В Православии реакция на молитву человека зависит только от воли Творца. В магии все наоборот - при помощи заклинаний человек пытается заставить «высший разум» подчиниться ему и выполнять все его, порой бессмысленные и безумные, требования. Вот и посредством фэн-шуя человек пытается при помощи определенных ритуалов подчинить себе эту «внешнюю силу». Одним словом, налицо все признаки религиозности и, как следствие, магизма, не имеющего ничего общего с верой в Живого Бога.

  • Как вести себя с сектантами? Как отвечать на их наводящие вопросы? Да и просто на вопросы обычных людей. Хотя я и знаю ответ в душе, но почти не могу этого объяснить окружающим. Недавно познакомилась с баптисткой, первое, что она спросила, было: «Где в библии сказано, что надо крестить детей?». Также она говорила о иконах, крестах, что всё это идолопоклонство, и сама Русь язычная, исковеркала христианство и т.д. Я чувствую, что мои слова не могут убедить её и совершенно теряюсь. Также и с посторонними. Они часто задают подобные вопросы. Не знаю, что делать.

Про крещение мне сразу на память пришла вот такая цитата: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк, 16:16).  И потом, что-то записано в Писании, что-то дошло до нас как часть Предания. На все вопросы мне здесь сложно дать ответы кратко. Вам бы посоветовал серьезно изучать Писание, читать толкования святых отцов, читать и узнавать историю и своей страны, и всемирную, непременно читать серьезную научную и художественную литературу. Если Вы учитесь, как можно серьезнее овладевать профессией. Даже если педагоги Вам кажутся не очень хорошими — находить как можно больше информации самой, и главное — в серьезных книгах. Так постепенно у Вас наберется достаточный объем информации, чтобы уметь ответить на разные вопросы. А церковная жизнь даст Вам возможность в полноте усвоить церковное Предание и уже из своего опыта знать, что к чему в каких-то сторонах жизни. Если же Вы пока чего-то не знаете, так и говорите, просто и честно: «Я не знаю, пока что с этим вопросом не сталкивалась, этот вопрос меня пока не интересовал» и так далее. Если Вам интересно, можете сразу же находить ответы, если же сейчас к этому нет времени и расположения — занимайтесь своими повседневными делами и учебой, а потом, при случае, ответы отыщите. Не пытайтесь никого переубедить. Если Вы пока слабо стоите на ногах в вопросах веры — лучше потратьте время на ее изучение, чем на убеждение кого-либо. А если человек хочет разобраться, лучше приведите его к кому-нибудь старшему, кто сможет компетентно ответить на вопросы, а сама не давайте себя сбить с пути такими вопросами, узнавайте все постепенно. Ведь и математике мы учимся постепенно, сперва нам деление кажется сложной операцией, а потом — совсем простой и очевидной. Но пока человек сам не освоит деление, он не может никого ему научить. Так и тут. Сперва сами освойтесь, а потом уже сможете что-то отвечать, это совершенно нормально. Храни Господь!
протоиерей Андрей Ефанов http://foma.ru/

  • Можно ли обращаться за помощью к целителям?

Церковь к ним обращаться не советует. Как бы они себя ни называли — экстрасенсами, колдунами, народными целителями, биоэнергетиками — какими бы культовыми предметами ни обставляли свои кабинеты, какие бы способы лечения ни предлагали, нередко — это шарлатаны и обманщики, иногда — люди, сознательно использующие оккультные методы воздействия на человека. Исследования показывают, что после обращения к экстрасенсу больные могут получать облегчение, а порой даже исцеление от своих заболеваний. Но по прошествии времени болезни возвращаются с новой силой. Единственный Врач и Целитель — Господь Бог. Он попускает болезнь для нашей пользы, и Он один её может исцелить. При этом Господь ждет исправления жизни человека, обращения его к истинным ценностям, к Богу. Экстрасенсы не требуют этого, человек продолжает жить по-прежнему во грехе, без Бога или с ловко подсунутой Его подменой, и потому болезнь возвращается.

  • Есть ли истинные целители?

Безусловно, они есть. Но таких, кому Господь дал способности лечить людей, очень и очень немного, и они, как правило, не рекламируют себя в газетах. Они — верующие люди, исповедуются и причащаются Святых Тайн, не пугают больного «порчей» и «сглазом», не предлагают «заговорить» и «приворожить», не обвиняют в болезни близких людей (тещу, свекровь, бывшую жену и т. п.), не отвергают традиционную медицину, всячески скрывают свои неординарные способности и в самых крайних случаях помогают людям, советуя им обратиться ко Христу и жить по-христиански. Вот почему Православная Церковь предостерегает своих чад: не обращайтесь к таким, кто, может быть, вылечит ваше тело, но душе повредит, не обращайтесь, хотя бы из опасения ошибиться и не попасть к шарлатану. Молитесь Богу и надейтесь на Него, и тогда Он по­шлет вам такого врача, который исцелит вашу болезнь, не повредив душу.

  • Как Православие относится к йоге? Я - верующая христианка.

Любой вид йоги является восточной религиозно-медитативной практикой: признает это человек или нет, воспринимает он йогу в контексте мистических установок или в качестве внерелигиозной оздоровительной практики - ничего не меняется. Невозможно работать двум господам - невозможно православному христианину использовать нехристианские духовные практики. Почему? Как заметил один современный богослов, «тело есть продолжение души» - если мы не приемлем йогу в ее мистическом аспекте, то логически отрицаем и в практическом! Если же есть желание развивать или укреплять тело, то, кроме здорового христианского образа жизни («во всяком благочестии и чистоте»), можно умеренно заниматься теми видами спорта, которые не имеют столь сомнительных корней.

  • Как понять, какой знак или явление от Бога, а какой — от лукавого?

Умение различать, что исходит от Господа, а что — от лукавого, даже люди святой жизни обретают от Господа как особый дар. Конечно, случается, что в особенных, чрезвычайных жизненных обстоятельствах Ангелы или святые угодники Божий прямо обращаются и к обычным людям. Однако такое воздействие по воле Божией на жизнь человека всегда просто и понятно, оно не вызывает сомнений или кривотолков. Ведь Господь хочет человеку только добра, и уж если Он как-то к нему обращается, то делает это просто и понятно. Напротив, Явления, что исходят от нечистых духов, всегда сложны и непонятны, запутаны, допускают множество домыслов и толкований. Они также могут вызывать смущение, дискомфорт, растерянность...

  • Стоит ли доверять снам? 

«Сны лучше пропускать без внимания. Иные из них, может быть, и значат что-либо, но как нам определить это — точно не дано, а догадки можно настроить и об­манчивые, и неполезные, то лучше забы­вать их. Они на это приговорены есте­ственно, ибо обыкновенно забываются. К сведению примите, что сны бывают нату­ральные, бывают от ангелов и святых, бы­вают и от бесов. Которые от ангелов и свя­тых — мир душевный созидают и надолго оставляют его в душе; а которые от бесов — мир в душе разоряют; свои же сны пустопорожни и беспорядочны».
Святитель Феофан Затворник

  • На ладонях у людей — разные линии; одну из них называют линией жизни. У моего любимого человека эта линия очень короткая. Что делать?

Надо понять, что как сама человеческая жизнь, так и её продолжительность в ру­ках Божиих, всё зависит от Его воли, а не от рисунков линий на человеческом теле: во власти Господа-Жизнодавца сократить или продлить жизнь человека, исходя из возможности спасения его души. Хиро­мантия как область оккультизма и религи­озная вера — «две вещи несовместные».

 

  • Так называемые экстрасенсы в своей практике пользуются атрибутами церковной службы — иконами, свечами, молитвами, иногда даже отправляют пациентов в храм для причащения. Как к этому относиться?

Относиться к такой практике следует как к обману. Архиерейский собор Русской Православной Церкви (1994 год) определил своим решением признать: «недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображений храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера». Но прислушиваются ли экстрасенсы к мнению Собора? Разумеется, они не считают его решения для себя указом. Многие занимающиеся оккультизмом пользуются церковной атрибутикой для того, чтобы вызвать доверие у своих пациентов, зная, что люди верят Церкви. Сама же Церковь во все века предостерегала христиан от общения с колдунами, которые в наше время стали именовать себя экстрасенсами, целителями и т. п.
 Православный человек должен знать, что все оккультисты общаются с силами далеко не Божественными. Ссылки на то, что экстрасенсы нередко помогают, особенно в решении проблем физического здоровья, имеют основание. Но исцелить можно по-разному: можно вылечить какой-либо физический недуг, но повредить душе человека, ведь и болезни нам даны для вразумления и осознания неправильной жизни. Поэтому и лечить нужно прежде всего душу человека, а исцеляется она в борьбе с грехом, постом, молитвами, благочестивой христианской жизнью, а не механическими действиями некоего «целителя». В христианстве грех — это рана, которую наносит грешник сам себе. Для того, чтобы залечить эту рану, требуется серьезная работа самого больного, который исцелиться может в этом случае при условии Божественного вмешательства, то есть при помощи Подателя всех благ, коим и является Господь Бог.