Храм Иоанна Богослова села Карамышево Липецкой епархии
Приветствую Вас, Гость

Оглашенные

«Помолитесь, оглашенные, Господу", — каждый день за Божественной Литургией произносит диакон, а после этой соборной молитвы — ектений — говорит: — "Оглашенные, изыдите!" Человеку, искусному в словесности, этот возглас может резануть слух.
В церковнославянской филологии глагол "оглашать" значил "изустно наставлять в первоначальных истинах веры", а прилагательное оглашенный имело смысл "желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам ". Видимо, некоторые из этих людей оставили своеобразный след в истории, что и привело к появлению нового смысла слова...
В древней Церкви крестили не всех подряд. Желающий приступить к купели Крещения должен был ясно себе представлять содержание христианской веры, чтобы от всего сердца на вопрос: "Веруешь ли Христу?" дать ответ: "Верую Ему как Царю и Богу!" Поэтому те, кто лишился христианского воспитания, а также обращаемые от иудеев и язычников научались догматам веры от епископов, пресвитеров и катехизаторов. Оглашение длилось долго, иногда несколько лет. В течение этого времени оглашенные не имели права присутствовать во время самой главной части Богослужения — Таинства Евхаристии — вместе с верными христианами. Чтобы не лишить их совсем общения с Церковью, творцы богослужебных чинов свели в первую часть Литургии песнопения поучительного характера и чтение Священного Писания и назвали ее "Литургия оглашенных".
Но когда время богослужебного назидания истекает и наступает священный и страшный момент единения с Богом, люди с неомытой водами Крещения душой не должны стать его свидетелями. Поэтому диакон сначала произносит ектению об оглашенных, а затем побуждает их удалиться. В первые века христианства словами не ограничивались, а проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещеных.
Сейчас порядки изменились. Свидетелями Божиих Тайн становятся все желающие, даже те, кто заглянул в церковь из праздного любопытства. Давно утрачен и сам институт оглашения, хотя многие священнослужители чувствуют потребность его возродить. Почему же сохранился этот возглас диакона и молитва Церкви об оглашенных?
Дореволюционная "Настольная книга священнослужителя" говорит: «В разных местах земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, переходят в Православие и многие из инословных христиан; наша же Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, и молитвенно ходатайствует пред Просветителем душ и телес о всех оглашенных, не взирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами; кроме того, оглашенными являются дети, получившие православное имя через чин наречения младенца, но еще не крещеные... В виду всего этого молитвы об оглашенных никогда не утратят своей силы и значения и будут оставаться в чине Литургии, пока будет существовать на земле Церковь Христова».
Что же касается выхода из храма — здесь не стоит смотреть на поведение соседей, а каждому некрещеному человеку надо усвоить лично .для себя: пока я не имею еще права участвовать в Евхаристии, а значит, должен уйти.