Храм Иоанна Богослова села Карамышево Липецкой епархии
Приветствую Вас, Гость

Медовый Спас

Медовый Спас (также Маковый Спас, Первый Спас) — народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. На Руси совершают малое водосвятие, начинают сбор мёда и его освящение. Русская православная церковь в этот день отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня.

Медовый спас в 2015 г. подробности здесь>>

В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий. Во-первых, сегодня один из трех праздников в году, когда выносится для поклонения святой Крест. В Византии август считался временем, когда усиливались эпидемии, болезни и прочие бедствия. И чтобы укрепиться против них, выносили святой Крест на улицы Константинополя, где перед ним служились молебны. Крест Христов — великое оружие для христиан, великая сила и помощь в испытаниях, и мы по-прежнему нуждаемся в нем для укрепления и ограждения.
Еще одно празднуемое ныне событие — Крещение Руси святым князем Владимиром; это великое торжество. Можно сказать, что сегодня мы празднуем день рождения Русской Церкви, а также и русского народа, так как именно сегодня он родился для жизни истинной и вечной, сбросил с себя темные и скверные рубища язычества и облекся в светлые одежды Божией Благодати.
В сегодняшний праздник в храме всегда людно — приносят освящать мед нового сбора. Отсюда и название праздника — Медовый Спас. В Церкви не бывает ничего случайного. Мед — это символ небесной сладости, символ Благодати Божией; и потому праздник освящения меда созвучен с событием Крещения Руси, ибо святой Владимир, крестив народ, открыл для него духовный, истинный мед, дал ему вкусить сладость вечной жизни.
И сегодня, освящая вещественный мед, зададим себе вопрос: а есть ли в наших душах невещественный мед Духа — Благодать Божия? Или в наших душах горечь страстей и грехов?
Благодать нужно стяжать, приобрести, то есть потрудиться, приложить усилия к тому, чтобы очистить свою душу от греха и сделать ее сосудом Духа. И вот сегодня начинается для этого духовно спасительный для нас Успенский пост.
Священник Иоанн Павлов
 
В Русской Церкви этот праздник в честь Спаса и Богородицы был установлен Андреем Боголюбским в 1164 году в ознаменование победы над волжскими булгарами. Рассказ об этом читается в русских прологах Пространной редакции (самый ранний список начала XV в.), а её автором был епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Нестор.
 По народным традициям на Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются: женщинам прощаются все их невымоленные грехи.
По традиции в этот день совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.
Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.
 
Медовый спас, начинающийся Божественной Литургией, службой в храме, где вынесен Крест Господень, продолжающийся малом водоосвящением и освящением меда и трав,  заканчивался праздничным застольем - с блинами, угощением друг друга медом, маком, и поздравлениями.
Сегодня в этот замечательный день в наш храм привели для причастия детей Карамышевского детского сада "Лукоморье". 
Протоиерей Николай и иерей Георгий совершили молебен на освящение меда. И чтобы следовать православным традициям - в каждом доме должен быть мед, всем, бывшим на литургии и молебне (а также для болящих) отец Николай пожертвовал баночку меда. Ребята детского сада тоже получили свой подарок - "бочонок меда".

Медовый антиалкогольный обед

Сладкая кротенка из тыквы

300 г тыквы • 1 репа или брюква • 2 яблока • 3 ст. ложки мёда
Сырую тыкву нарезать мелкими кубиками, залить свежим н оставить на 35-40 мин. Яблоки без сердцевины, репу нарезать мелкими кубиками, соединить с тыквой.

Успенский хлебный суп

300 г ржаных сухарей • 1 1/2 л воды • 3/4 стакана меда • 2 ст. ложки любого постного масла • 2 стакана крепкого домашнего сладкого кваса с изюмом и тмином
Сухари замочить в воде на несколько часов, затем варить до полного разваривания; прибавить мед, квас и в самом конце варки Настоять, укутав, и Подавать горячим или теплым.

Постная белевская кашица

2 стакана овсяных хлопьев * 1 л воды • по 1/2 ч. ложки бадьяна, корицы, кориандра • 4 бутона гвоздики • свежая цедра 1 лимона * 5-6 ст. ложек меда • 1 ч. ложка соли
В слегка подсоленной воде разварить овсяные хлопья до вязкой каши, постоянно помешивая и снимая пену, даже когда еще не начнет кипеть. Через 10-15 мин варки добавить мед и молотые пряности; проварить 5-7 мин. Размешать с тертой цедрой, укутать оставить на 15 мин для упревания.

Сбитень старо-суздальский

.50 г меда • 150 г сахара • по 15 г гвоздики, корицы, имбиря, мамона, лаврового листа • 1 л воды
Растворить мед в теплой воде; довести до кипения и кипятить □1н, затем добавить пряности и кипятить еще 5 мин. Сбитень процедить, можно подкрасить жженым сахаром и подавать горячим.