Храм Иоанна Богослова села Карамышево Липецкой епархии
Приветствую Вас, Гость

Крещение Господне (Богоявление)



Мф. 3, 13-17; Л\к. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22. Перед тем, как выйти Господу нашему Иисусу Христу на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (то есть предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через Покаяние и Крещение. При этом Иоанн требовал от всех, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами.
В это время Иисусу Христу исполнилось тридцать лет — по Закону Моисееву мужчинам после этого возраста разрешалось выступать в синагоге,— и Он тоже пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него Крещение.
Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»
Но Христос настоял на этом — не потому, что Сам имел нужду в Крещении,- но для того, чтобы «исполнить всякую правду» — то есть исполнить все в Законе Божием, «водами погребсти человеческий грех», освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения!
По совершении Крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним Небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с Неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.
 Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью как один из великих праздников 6 января (19 янв. н.ст.). Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал с Небес: "Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 11) вочеловечившийся Бог Сын крестился в Иордане, и Бог Дух Святой сошел с Небес на Христа в виде голубя".
Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник по древней благочестивой традиции в этот день после праздничной Литургии совершались Крестные ходы на реки, водоемы и водные источники с совершением Великого Чина освящения воды.

Православные традиции
У праздника Крещения, как и у других праздников, есть свои традиции, которые складывались тысячелетиями. Издревле люди готовили себя к Крещению заранее. 17 января заканчивались веселые святки, а 18 наступал крещенский сочельник — день строгого поста. Вся семья, как и перед Рождеством, собирается за столом, к которому подаются лишь постные кушанья, из риса, меда и изюма готовится кутья (сочиво). В этот вечер, вернувшись из церкви с молебна, люди ставили мелом или копотью свечи кресты над всеми окнами и дверями. Главная традиция праздника Крещения Господня — освящение воды. Вода освящается в источниках, а там, где такой возможности нет — во дворе храма. Освящая воду, священник опускает крест в специальную крещенскую прорубь, называемую «иорданью», освященная вода именуется "великой агиасмой", то есть великой святыней. Считается, что крещенская вода обладает такой же чудодейственной силой, как и воды Иордана, в которые входил Иисус Христос. В день Крещения, после молебна, в проруби купаются больные — чтобы излечиться от болезни. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Употребляется святая вода и для окропления храмов, жилищ. Хранить ее надо в подобающем месте целый год, и, говорят, это лучшее лекарство от всех недугов. Верующие люди принимают крещенскую воду с молитвой утром прежде принятия какой-либо пищи вместе с просфорой.

КРЕЩЕНИЮ ГОСПОДНЮ
Тропарь, глас 1
При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!
Кондак, глас 4
Явился Ты в сей день вселенной, / и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / в полноте знания воспевающих Тебя: / "Пришел, явился Ты, / Свет неприступный!"