Храм Иоанна Богослова села Карамышево Липецкой епархии
Приветствую Вас, Гость

История обретения образа Иоасафа Белгородского

И ещё одно чудесное возвращение иконы произошло в сентябре.
Во время службы, посвященной празднику Воздвижения Креста Господня, когда были открыты Царские врата, в храм вошли несколько человек, несущих тяжелую ношу и нерешительно остановились возле входа. Оказалось, это жители соседнего, расположенного на другом берегу реки Воронежа, села Пады. Они принесли в храм образ святителя Иоасафа Белгородского, написанный около 100 лет назад. Мужчины также рассказали, что эта икона хранилась у их матери по имени Мария, которая в далёкие годы гонений на церковь, выкупила её у людей, забравших образ из храма. Женщина завещала своим детям возвратить святыню в храм только тогда, когда в нём станут проходить постоянные службы. Узнав о том, что храм Иоанна Богослова с приходом в него настоятеля отца Николая начал полноценно выполнять своё предназначение и все надлежащие службы проводятся регулярно, давно выросшие дети решили выполнить наказ матери – возвратить икону в храм, на её законное место.

 
В храме Иоанна Богослова на тот момент уже были выставлены новые иконы, недавно изготовленные современными иконописцами. И хотя в церковных канонах не существует каких-либо конкретных рекомендаций или ограничений в размерах храмовых икон, учитывая общие габариты храма, при согласовании с иконописцами, ранее было принято решение все новые иконы изготовить в размере 110х80 см в технике темперного письма. И каково же было изумление всех присутствующих, когда размер возвращенной в храм иконы Иоасафа Белгородского абсолютно совпал с размерами новых икон, а лик святого написан в той же изобразительной технике!
Многие прихожане расценили эти удивительные совпадения как знак Божий, а настоятель храма отец Николай, пояснил ситуацию так: «Возвращая в храм иконы, Господь нам показывает, что мы на правильном пути».
В православии важную роль играют те монахи, которым доверено управление епархиями. Они отвечают за все, что происходит от имени Церкви. Особым почитанием в народе пользовались те архиереи, которыми сами показывали пример святой жизни. Таким и был Иоасаф Белгородский, живший в 18 веке. В начале прошлого столетия он был причислен к лику святых, по многочисленным прошениям от верующих.
Иоасаф Белгородский (в миру Иоаким Андреевич Горленко) родился в 1705 году на Полтавщине, в семье дворянина. День его рождения совпал с великим церковным праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, это не было случайным совпадением, а повлияло на всю его дальнейшую жизнь.
Мальчик воспитывался в глубоко религиозной семье, где строго придерживались постов и отмечали все праздники соответственно обряду и, таким образом, к одиннадцати годам уже созрел к тому, чтобы стать монахом и связать с этим призванием всю свою жизнь, но очень боялся сказать об этом своим родителям.
Когда ему исполнилось 18 лет, Иоасаф отрёкся окончательно от мирской жизни и принял монашество, и, зная, что эта новость сильно расстроит родителей, решил оставить слугу на квартире, чтобы через него передавать письма и поддерживать связь с родителями.
За тридцать лет трудов на благо Церкви Иоасаф успел очень много:
Служил настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря;
Был наместником Свято-Троицкой Лавры;
В 1748 г. принял руководство Белгородской епархией, став Епископом Белгородского монастыря. Епархия находилась в упадке — духовенство бедствовало, было необразованным. Святитель прилагал все силы, чтобы исправить положение. Сам вел аскетический образ жизни, за что Господь сделал его прозорливым. Иногда по ночам святой ходил по бедным дворам, чтобы раздавать милостыню.
И какой бы пост он не занимал, везде строго следил за состоянием храмов, моральными качествами священников, правильным проведением службы, соответственно с церковными канонами, образованием священников.
Святитель часто объезжал свою епархию, проверяя, как происходит служение. Однажды во сне явилась ему Божия Матерь и сетовала на то, что её святой образ не находит должного почитания. Во время очередного осмотра святитель действительно нашел старую икону, которую в одном из храмов использовали вместо перегородки. Сегодня этот чудотворный образ широко известен как Песчанская икона Божией Матери.
Святитель Иоасаф Белгородский неустанно продолжал работать и служить Богу, ведь чувствовал, что он нужен людям, что его советы окрыляют, дарят надежду и именно он должен нести эти знания священнослужителям и верующим. В своих каждодневных молитвах он прославлял Всемогущего, просил здоровья прихожанам и стабильности в государстве считая, что когда люди будут ощущать себя в полной безопасности, то повысится их уровень доверия и возникнет желание упорно работать для достижения поставленных целей. Каждый день, настойчиво работая над самим собой, преодолевая трудности, святой не изменял своей безусловной любви к Богу и добрыми делами прославлял это.
Постоянные разъезды по епархиальным делам, хлопоты о воспитании духовенства подорвали здоровье архиерея. Скончался он, немного не дожив до 50 лет. Перед смертью успел съездить на родину и повидать родителей. На обратном пути святитель заболел и умер в с. Грайворон, не доехав до Белгорода. Тело пастыря было захоронено в Троицком соборе. Удивительно, что перед этим мощи Иоасафа Белгородского два месяца простояли в храме — священник, который должен был его отпевать, задержался в пути из-за паводка.
Останки святого сохраняли свой первоначальный вид, не издавали запаха тления. Уже через пару лет его гробница была вскрыта. Несмотря на влажность, даже одежда осталась на нем целой. Почитание началось практически сразу после кончины, были свидетельства и о чудесах. Во времена гонений нетленное тело святителя было вывезено в Ленинград, где хранилось в музее и благодаря усердию верующих, мощи остались целы. Сейчас они возвращены в Белгород.
Святой Иоасаф Белгородский был очень известен своими чудотворными исцелениями. Много людей, благодаря ему, обрели душевный покой и веру в светлое будущее. Он помог многим исцелиться от сложных болезней, вернув возможность снова наслаждаться светлыми моментами жизни, быть счастливыми и жизнерадостными.
Даже простая молитва к святому Иоасафу очень действенна и существуют многочисленные факты полного выздоровления и обретения людьми гармонии с собой и внешним миром.
И сегодня, спустя века, икона Иоасафа Белгородского пользуется популярностью у православных верующих. Многие люди покупают ее в храмах для защиты детей от болезней и всего дома от негативных мыслей посторонних людей. Размещается эта икона непосредственно в комнатах детей на видном месте.
На возвращенной в храм Иоанна Богослова иконе Иоасафа Белгородского изображен величественный лик святого в мантии епископа. Митра на голове святого напоминает корону византийских царей. В левой руке праведника находится жезл - символ архиерейской власти, ведь в Священном Писании духовенство часто сравнивается с пастухами, которые призваны оберегать свой народ, хранить его от духовных опасностей. В правой руке святой держит крест. По заключению экспертов, икона датируется XVII веком.
Благодаря многим сохранившимся прижизненным портретам известно, что Иоасаф Белгородский «имел сухощавое лицо, темные глаза, волосы немного курчавые». Изображение лика святого, воспроизведённое именно на этой иконе, вполне соответствует словесному описанию, но изумляет и поражает, прежде всего, реалистичностью изображения. Художественная техника написания образа настолько высока, что лицо святого видится наполненным живыми красками, а глаза его – умные, глубокие - излучают свет души святого. Весь облик исполнен благородства, святости и огромной духовной силы, полностью отражая насыщенный внутренний мир этого удивительного человека и надолго притягивая верующих к необыкновенному лику.
Возвратившись в Церковь в ХХI веке, образ Иоасафа Белгородского стал не только одной из основных храмовых икон, но также великолепным образцом изобразительного искусства старинных мастеров высочайшего уровня и, несомненно, является драгоценным достоянием храма Иоанна Богослова.

Литература и источники информации:

1. Книга «Жития русских святых», раздел «Иоасаф, епископ Белгородский, святитель» Автор профессор Смирнов С.И. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четиих–Миней св. Димитрия Ростовского с объяснительными примечаниями и изображениями святых (Четии–Минеи на русском языке). Книга дополнительная первая (Жития русских святых. Месяцы сентябрь–декабрь). Издание Московской Синодальной типографии. М., 1908. С. Ш+592+1н. URL: http://: azbuka.ru, раздел «Азбука веры» - «Православная библиотека», Медиатека Предание.ру.(дата обращения: 19.06.2017 г.).
2. Статья «Иоасаф Белгородский, житие», URL: http://: bogolub.info,
« Боголюб – первый интернет-журнал о христианстве» (дата обращения 21.06.2017 г.)