2. Божий промысел в болезни
По мнению священника Владимира Аксёнова; «Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благодати Божьей, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру и вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».
Рассматривая болезнь как зло, появившееся в результате удаления от добра (то есть грех), можно обнаружить два пути выхода из создавшегося положения:
а) Господь, промышляя о человеке, может исправлять его состояние болезни и обращать к добрым последствиям с помощью медицинской науки, опирающейся на естественнонаучные законы. Главный из них - это закон причинно-следственных связей. Подтверждением избрания Богом данного пути является изначально благоприятный медицинский прогноз, дающий надежду на выздоровление медико-терапевтическим путем.
б) Иногда Господь пресекает зло (болезнь), действуя вопреки естественнонаучным знаниям, ниспосылая чудо. В этом проявляется Ему одному присущее «право» поступать как законодателю: Сам определил закон естества, Сам и нарушил: «Бог идеже хощет, побеждает естества чин: творит бо, елико хощет.» Тогда вера пациента или врача вступает в противоборство с пессимистическим прогнозом медицинской науки, опирающейся только на естественнонаучный закон.
Медицинский прогноз никогда не будет на 100% верным, ибо закон причинно-следственных отношений действителен лишь над телесной природой человека. Поэтому достоверность прогноза прямо пропорциональна доле плотских желаний в общем количестве забот и потребностей каждой конкретной личности. Чем приземлённей человек, тем более подвержен закону причин и следствий.