Храм Иоанна Богослова села Карамышево Липецкой епархии
Приветствую Вас, Гость

 Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие».

Что это обозначает? Мы знаем, что в проскомидии используются пять просфор. Если можно так выразиться, одна из них лучшая и главная. Она называется агничной. Из нее определенным образом с определенными молитвословиями священник вырезает агнец – сердцевину просфоры с печатью вверху в виде креста. Данная вырезанная просфора имеет трапециевидную форму. Позже на Литургии благодатью Святого Духа она пресуществится в Тело Христово.

Обрезки-остатки же этой просфоры, которые не вошли в агнец, в сущности и называются антидором. Он является также великой святыней. Святитель Симеон Солунский о нем писал: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Другими словами, он является святыней потому, что участвовал в одном из главных священнодействий Православной Церкви – заготовлении Агнца для Тела Христового.
Антидором же он начал называться из следующих литургических и исторических предпосылок…

В древности во времена первых христиан верующие причащались практически на каждой Литургии. Позднейшая практика свидетельствует о том, что люди стали причащаться гораздо реже.

Времена Церкви I века – особый период в истории христианства – период святости, период огромных благодатных даров Святого Духа, период святых мучеников.

Позже верующие стали причащаться в четыре великих годовых поста и по мере внутренней необходимости, но не на каждой Божественной литургии. Но чтобы не лишить их святыни и, так сказать, момента соприкосновения с Телом и Кровью Христовыми, часто практически в каждом храме после отпуста Литургии выносится блюдо с порезанным на кусочки антидором, который раздается верующим.

Отсюда и название – «антидор», то есть вкушение вместо Тела и Крови Христовых для тех, кто по каким-то причинам не причащался во время святой Евхаристии.

Следует знать, что антидор – не Тело и Кровь Христовы. Поэтому, кроме молитвы на принятие святой воды и просфоры, для его вкушения не нужно читать каких-либо определенных молитв. Только потреблять антидор, так же, как просфору и святую воду, нужно натощак и благоговейно, помня, что это святыня. Ведь антидор участвовал в проскомидии и из него заготавливался агнец для Тела Христового.

Дорогие братья и сестры, если вы берете антидор и просфоры домой (а это очень даже хорошо), по опыту говорю: старайтесь их сразу, пока они еще не засохли, порезать на мелкие кусочки и хорошенько высушить, чтобы они не зацвели. К тому же мелкими кусочками со святой водичкой вам будет удобнее их потреблять. Нужно также понимать, что просфорочки – это святыня, крошки также нельзя ронять на пол, есть их небрежно или как простой хлеб.

Крошечки же из просфор или просфоры, которые зацвели, следует выбрасывать в проточную воду – реку или море. В небрежном обращении со святыньками также нужно исповедоваться.
Среди верующих существует очень хорошая и благочестивая традиция – после утренних молитв каждый день натощак вкушать святую воду и просфору (антидор, артос). Мне кажется, таким образом мы получаем благодатную помощь Святого Духа в наступающем дне и соприкасаемся с той пасхальной радостью, которой пронизана каждая Божественная литургия. Ее дарами как раз и есть просфора, артос и антидор.

Иерей Андрей Чиженко

Источник: Портал «Православная жизнь»

19 сентября 2017 г.