Почаевская икона Божией Матери
Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.
Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.
Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, "омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.
В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.
Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.
Чудеса, связанные с Почаевской иконой
Избавление Успенской Почаевской лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года
Наиболее известное чудо, приписываемое иконе:
Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица… Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен.[2]
чудеса периода захвата лавры униатами
В униатский период Почаевской лавры (1721—1832 годы) от иконы засвидетельствовано, по утверждению Русской церкви, 539 чудотворений. Возвращение лавры православным отмечено, по преданию, исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой. В память об этом событии установлено еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.
ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА
Слушай, я расскажу о своих московских друзьях. Саша — хронический алкоголик. У его жены Насти рак. И сын от первого брака. Саша с Настей любят друг друга, но жизнь, понятно, идет у них непросто. То у Насти обострение, боли, слабость, то у Саши запой, то у отчима с Игорем пропал контакт...
И в один такой плохой для семьи день, когда не было сил даже сесть пообедать, Саша с Настей взмолились к святому Николаю-чудотворцу: «Помоги!» Л что произошло дальше, они так и не смогли понять.
Почему-то, не говоря ни слова, вдруг поднялись и поехали через зсю Москву — маршрутка, потом метро, — в Данилов монастырь. Встали в долгую очередь, змеившуюся из ворот. Оказались в итоге перед иконой Божией Матери Почаевской — ее в те дни привезли в Москву, и очередь стояла именно к ней. Приложились, вышли из храма. И вместо уныния — такая радость у обоих на сердце. Едут домой, держатся за руки, улыбаются ночному городу и друг другу.
— Как хорошо ты, Саша, придумал, поехать к Почаевской.
— Я? Я и не знал про нее. Это же ты предложила, Настя.
— И я не знала.
Подняли удивленно глаза друг на друга. И взгляды скрестились на лобовом стекле маршрутки. На них смотрел святой Николай.
— Так вот кто нас надоумил к Почаевской ехать! — рассмеялись. — Спасибо тебе, отче Николае!
А. С. Гиппиус
Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 года.
Долгожданное путешествие
«Ласкаво просимо в мiсто - герой Одесу!» - так Одесса встречает своих гостей. Вот и мы по прибытии в Одессу все очень обрадовались, и, наверное, каждый про себя подумал: «наконец-то я здесь!» - ведь поездка откладывалась уже много раз по разным причинам. Отца Николая на вокзале тепло встретили его знакомые и родственники. Нас изумили золотые купола Свято-Пантелеймоновского монастыря, в котором нам предстояло жить. Из окна нашей кельи открывался красивый вид на лестницу с узорчатыми перилами, обвитыми живыми цветами, пролеты которой устремлялись вверх. Вечером по этой лестнице спускались монахи, и мы слышали их прекрасные песнопения.
Православная выставка открылась 10 июля. Мы помогали отцу Николаю и Шаровой Анне, и видели, как верующие посетители приходили со своими бедами, болезнями, просьбами, тревогами. С особой радостью мы наблюдали, как бывшие бесчадные благодарили отца Николая, молитвами которого они стали счастливыми родителями. После выставки мы осматривали достопримечательности Одессы.
Но самым выдающимся событием была паломническая поездка в Свято-Успенскую Почаевскую лавру, куда стараниями отца Николая и с божьей помощью нам удалось попасть.
Мы причастились и приложились к чудотворной иконе Почаевской Божьей Матери и к стопе Богородицы, побывали на экскурсии по лавре, залезали в пещерку, где молился Иов Почаевский. Это было очень интересно. Лавра стоит на горе, откуда открывается потрясающий вид на Почаев и всё новые паломники прибывают сюда, в стремлении приложиться к великим православным святыням.
Мы очень благодарны отцу Николаю за то, что он организовал нам такую поездку.
Татьяна, Ульяна, Ксения.
1 августа 2012 г.